М.И. Ненашев

Петр Чаадаев: учение о свободе воли и смысле истории. Монография.

Предисловие

Обычно при анализе взглядов П.Я. Чаадаева обращают внимание прежде всего на его оценку положения России в сравнении с Западной Европой. Или рассматривают по отдельности философские взгляды Чаадаева и его понимание России. Но можно согласиться с В.В. Зеньковским, когда он в своей "Истории русской философии" пишет о том, что взгляд на Россию совсем не стоит в центре учения Чаадаева, а является логическим следствием из его общих идей в философии христианства [1]. На это же указывает и такой известный исследователь как М.О. Гершензон, который пишет, что суждение Чаадаева о России "представляет собою лишь вывод из его религиозно-философского догмата, - вывод, который, по существу, стоит и падает с этим основным положением [2]".

Присматриваясь ближе к особенностям чаадаевской философии христианства, к рассуждениям Чаадаева о роли христианства в истории Европы, а также о том способе, каким христианство выполняло свою роль, можно сделать вывод, что эти особенности и рассуждения в значительной степени связаны с чаадаевским пониманием человека и его свободы воли, возможностей и границ человеческого разума, отношений между человеческим разумом и божественным. О том, что историософские построения Чаадаева определяются "очень глубоко" его антропологией, пишет и В.В. Зеньковский [2; с. 171].

В настоящей работе мы попробуем проанализировать чаадаевское понимание человеческой свободы, а затем под углом зрения результатов этого анализа рассмотрим другие стороны чаадаевской философии: идею исторического процесса и понимание той роли, которую играет в этом процессе христианство, соображения о существе различия между Европой и Россией и своеобразии положения России в истории.


Примечания

[1] См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. - Л., 1991. С. 167.
назад
[2] Гершензон М.О. Грибоедовская Москва. П.Я. Чаадаев. Очерки о прошлом. - М., 1090. С. 188. Дальше при цитировании в квадратных скобках указывается номер источника по списку литературы в конце книги, а после точки с запятой страница.
назад